Рубрики

Вход на сайт

Поиск по сайту

Х

Хаврониос — созданная Пушкиным форма от имени Хав­ронья (обычно кличка свиней) с греческим окончанием; она имеет сатирический оттенок и направлена против Каченовско-го М, Т., профессора истории и редактора консервативного жур­нала «Вестник Европы», за его нападки на поэму «Руслан и Людмила». «Хаврониос! ругатель закоснелый, во тьме, в пыли, в презреньи поседелый, уймись, дружок!» («На Каченовского»).

Хазары (хозары) — древний народ тюркской группы, оби­тавший в низовьях Волги, на Дону, в Крыму и в предгорьях Карпат, беспокоивший Древнюю Русь своими набегами и вызы­вавший неоднократные походы русских князей. «Как ныне сби­рается вещий Олег отмстить неразумным хозарам» («Песнь о вещем Олеге»).

Халдейский — прилагат. к «халдей» — представитель народ­ности, обитавшей в древности (VII в. до н. э.) в Малой Азии, в Месопотамии. Халдеи славились восточной образованностью, обширными познаниями в области астрономии, вследствие чего в старину слово «халдей» было синонимом «звездочета», «мага», «прорицателя», «...то был, друзья, Мартын Задека, глава хал­дейских мудрецов, гадатель, толкователь снов» («Евгений Оне­гин»).

Хан — титул монарха, правителя, владетельного лица в некоторых восточных странах (татарский хан, крымский, хи­винский и др.). «...безмолвно раболепный двор вкруг хана гроз­ного теснился» («Бахчисарайский фонтан»). «Не он ли наущень­ям хана и цареградского салтана был глух?» («Полтава»). Имеет­ся в виду предложение крымского хана, сделанное Мазепе во время неудачного похода в Крым, напасть совместно на русское войско. Ханский — прилагат. к «хан». «Его рассказы расстила­лись, как эриванские ковры, и ими ярко украшались гиреев хан­ские пиры» («В прохладе сладостной фонтанов...»).

Хандра — плохое, мрачное настроение, томительная скука, «...русская хандра им овладела понемногу» («Евгений Онегин»).

Ханжа — притворно-набожный человек, лицемер. «Авось, аренды забывая, ханжа запрется в монастырь» («Евгений Оне­гин»). Речь идет о религиозном мракобесии, распространившем­ся при дворе Александра I и в аристократических кругах; здесь Пушкин говорит о реакционном деятеле царствования Александ­ра I — И. Г. Магницком. Он преследовал науку и просвещение, как противоречащие священному писанию, и в то же время об­воровывал казну и устраивал себе выгодную аренду казенных земель.

 

Харитоний — у Харитонья в переулке.— Харитоньевский переулок около Мясницкой улицы (ныне ул. Кирова), где был храм во имя св. Харитония. «...у Харитонья в переулке возок пред домом у ворот остановился» («Евгений Онегин»).

Хариты — у древних греков три сестры, богини красоты, радости; являлись олицетворением женской прелести (у древних римлян назывались грациями). «О ты, харит любозник своеволь­ный» («Послание к князю Горчакову»), «...стыдливость робкая, харит бесценный дар» («Дориде»).

Хартия — так называлась старинная рукопись, а также тот материал (пергамент), на котором она была написана, «...засве­тит он, как я, свою лампаду — и, пыль веков от хартий отряхнув, праздивые сказанья перепишет» («Борис Годунов»).

Херувим.— 1) По верованиям православных христиан, ангел высшего чина (как и серафим). «Как некий херувим, он несколь­ко занес нам песен райских» («Моцарт и Сальери») — слова Сальери о Моцарте. 2) См. Вербный херувим.

Холоднокровный генерал — «...и рать... набирал холодно­кровный генерал» («Евгений Онегин»),— вероятнее всего, так называл Пушкин А. П. Юшневского, генерал-интенданта 2-й ар­мии, бывшего одним из директоров Южного общества декаб­ристов.

Хоругвь — так называется в православной церкви большое полотнище с изображением Христа и святых, которое укреплено на длинном древке. Хоругви выносились во время крестных хо­дов. «Заутра вновь святейший патриарх... предшествуем хо­ругвями святыми... воздвижется» («Борис Годунов»).

Храмина (устар.) — внутреннее помещение какого-нибудь здания, а также само здание, сооружение. «Ходит он один средь храмин горделивых» («Руслан и Людмила»), «...святый владыка пред царем во храмине тогда не находился» («Борис Годунов»).

Храмовой — прилагат. к «храм». Храмовой праздник — праздник в честь того святого или события, которому посвящен данный храм, «...день храмового праздника сделался, по выраже­нию летописца, не днем радости и ликования, но годовщиною печали и поминания горестного» («История села Горюхина»).