Рубрики

Вход на сайт

Поиск по сайту

Литературный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Какая ночь! Мороз трескучий…»

В данной статье мы поможем Вам сделать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Какая ночь! Мороз трескучий…»

Вот само лирическое произведение:Утро стрелецкой казни

Какая ночь! Мороз трескучий,
Везде покоится народ:
Утих и шум, и крик торговый,
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
И вся Москва покойно спит,
Забыв волнение боязни.

А площадь в сумраке ночном
Стоит, полна вчерашней казни,
Мучений свежий след кругом:
Где труп, разрубленный с размаха,
Где столп, где вилы; там котлы,
Остывшей полные смолы;
Здесь опрокинутая плаха;
Торчат железные зубцы,
С костями груды пепла тлеют,
На кольях, скорчась, мертвецы
Оцепенелые чернеют...
Недавно кровь со всех сторон
Струею тощей снег багрила,
И подымался томный стон,
Но смерть коснулась их, как сон,
Свою добычу захватила.
Кто там? Чей конь во весь опор
По грозной площади несется?
Чей свист, чей громкий разговор
Во мраке ночи раздается?
Кто сей?— Кромешник удалой.
Спешит, летит он на свиданье,
В его груди кипит желанье,
Он говорит: «Мой конь лихой,
Мой верный конь! лети стрелой!
Скорей, скорей!..» Но конь ретивый
Вдруг размахнул плетеной гривой
И стал. Во мгле между столпов
На перекладине дубовой
Качался труп. Ездок суровый
Под ним промчаться был готов,
Но борзый конь под плетью бьется,
Храпит, и фыркает, и рвется
Назад. «Куда? мой конь лихой!
Чего боишься? Что с тобой?
Не мы ли здесь вчера скакали,
Не мы ли яростно топтали,
Усердной местию горя,
Лихих изменников царя?
Не их ли кровию омыты
Твои булатные копыты!
Теперь ужель их не узнал?
Мой борзый конь, мой конь удалый,
Несись, лети!..» И конь усталый
В столпы под трупом проскакал.

Дата написания – 1827 год, сложное и противоречивое время для А.С. Пушкина. С июля 1823 он находился в ссылке в имении матери, 17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, "могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв". С глубоким волнением ожидал вестей из столицы, в письмах просил друзей "не отвечать и не ручаться" за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений.
Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле). Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы, то, ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828).
Тема стихотворения: трагическое влияние власти на человека.
Идея стихотворения: Пушкин не дает точной оценки происходящего, он, скорее, предупреждает людей, сердца и мысли которых, не разрушены страшной силой власти, что их поведение будет таким же, как у лирического героя кромешника.
Одна из тем, или, вернее, проблем, среди многих прочих занимающих важнейшее место в творчестве Пушкина — поэта, романиста, историка, мыслителя и публициста в последнее десятилетие его деятельности, с 1826 г. до конца его жизни - «петровская тема», посвященная в разных аспектах и разных формах — личности и деятельности Петра Великого.
На наш взгляд в стихотворении описана ночь после Стрелецкой казни, а кромешник — это Петр Первый, который летит на свидание в Немецкую слободу к любовнице немке. После бунта стрельцов, в 1698году, 22 и 28 июня по приказу Шеина были повешены 56 «пущих заводчиков» бунта, 2 июля — ещё 74 «беглеца» в Москву. 140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям. Срочно возвратившийся из-за границы 25 августа года Пётр I возглавил новое следствие («великий розыск»). В Москве казни стрельцов начались 10 октября 1698 года. Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно несовершеннолетние). Пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично. Тела казнённых стрельцов долгое время находились у мест расправ с ними и только в конце февраля 1699 г. их распорядились похоронить около дорог, ведущих из Москвы. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы» с укрепленными чугунными плитами на каждой из сторон. На них был выбит текст приговора стрельцам, зачитывавшийся перед казнями, с перечислением их «преступлений».
Что толкает кромешника проскакать по ужасной площади, ведь можно было объехать место казни - демонстрация своей власти, через глумление над трупами. Вот, что дико коню, который остановился перед качающимся на столбах трупом. Глумление над смертью это сатанинское дело, оно противно человеческой природе природе.

Он говорит: "Мой конь лихой,
Мой верный конь! лети стрелой!
Скорей, скорей!.." Но конь ретивый
Вдруг размахнул плетеной гривой
И стал. Во мгле между столпов
На перекладине дубовой
Качался труп. Ездок суровый
Под ним промчаться был готов,
Но борзый конь под плетью бьется,
Храпит, и фыркает, и рвется
Назад
."

Под влиянием хозяина, конь уставший от нервных потрясений, проскакал под трупом. Если бы конь противостоял кромешнику до конца, он был бы убит, как и стрельцы на страшной площади.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Обратим внимание на то, как рифмуются строки стихотворения, в зависимости от, того, что описывает поэт.
В начале стихотворения создана удивительно гармоничная картина природы, огромное пространство вселенной встает перед нами, мы ощущаем морозный воздух, который проникает в легкие, слышим тишину бесконечной звездной ночи, и затем, как бы опустив взгляд на землю, покоящихся, после ужасного дневного страха людей ( рифмуются стихи 1-2, 3-5-7, 4-6). Нагнетая обстановку, задавая движение произведению, поет, описывая площадь рифмует 1 и 3, 2 и 4 стихи. В последнем четверостишие автор использует кольцевую рифму, рифмуются 1 и 4, 3 и 2. Этим подчеркивается необратимость ситуации.
Эмоциональное воздействие на читателя усиливают
синтаксическая анафора:

Где труп, разрубленный с размаха,
Где столп, где вилы; там котлы.

аллитерация: тр, кр, рд, ст,
тропы:

Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

Сравнения:

Но смерть уже, как поздний сон,
Свою добычу захватила.

Художественные произведения, в которых освящена тема бунта стрельцов: «Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков, «Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив-здоров» Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, «Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением» А. И. Корзухина, 1882

Вам понравился наш анализ стихотворения А.С.Пушкина «Какая ночь! Мороз трескучий…»? Напишите нам свой отзыв. Надеемся, что на нашем портале, Вы найдете для себя еще много полезного и интересного!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить