Рубрики

Вход на сайт

Поиск по сайту

План разбора лирического произведения

Здравствуйте, уважвемые учащиеся и их родители. Зачастую на уроках литературы перед учениками преподавателями или учителями ставится задача разбора лирического произведения.

Мы предлагаем следующий план разбора лирического произведения:

1)История создания и условия написания, произведения.

2)Тема и идея произведения,
тема - объект изображения,
идея – суждение автора о данном объекте.

3)Характеристика лирического героя, его внутреннего мира, мысли, чувства, переживания.

4)Особенности композиции.
Композиция лирического стихотворения - это сложная система взаимосвязей составляющих его компонентов Бывает кольцевая композиция, построенная на повторяющихся элементах, на противопоставлении и др… Лирическое произведение часто строится как обращение к определенному лицу или размышление наедине с собой. В основе ряда лирических произведений лежат острые конфликты. Наиболее явно они обнаруживаются в тех стихотворениях, которые строятся как диалоги-споры, это может быть не только внешний, но и внутренний конфликт. Внутренний конфликт, лежащий в основе стихотворения, может не получить разрешения. Это придает произведению особый драматизм. Большую роль в постижении красоты и глубины образов в стихотворении играют художественные средства.

5)Художественные средства.
А) Тропы - приемы изменения основного значения слова, например, глаза – звезды. К тропам относятся:
Метафора (с греческого -перенесение) - это переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, а неживому - овеществлением.
Олицетворение - стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями:
Поют деревья, блещут воды,
И мир, цветущий мир природы,
Любовью воздух растворен,
Избытком жизни упоен.
Ф.И.Тютчев
Б) Эпитеты - это слово или выражение, которое несет в себе особо выразительные свойства. Необходимо заметить, что эпитеты в наибольшей степени характеризуют индивидуальность писателя.
У Пушкина можно встретить эпитеты «надежная пристань тишины», «бурная глубина», «ладья крылатая», «грозная непогода», «в тишине укромной хаты». У Лермонтова - «хладный», «немой», «таинственный», «далекий», «чуждый», «мрачный», «мятежный» и «роковой».
В) Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета,
Но смерть коснулась их, как сон,
Свою добычу захватила.
6) Лексика.
А) Антонимы- сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой...
А.С.Пушкин
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
М.Ю.Лермонтов
Б) Архаизмы - устаревшие, вышедшие из употребления слова или грамматические формы, применяемые иногда в поэтической речи для усиления художественной выразительности (торжественность, насмешка, ирония) или для передачи колорита эпохи.
Перстами легкими, как сон,
Моих десниц коснулся он.
А. С. Пушкин
В) Вульгаризмы - грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения для придания ему определенного бытового колорита или в качестве умышленного стилистического элемента, снижающего высокий тон произведения:
Скребницей чистил он коня,
А сам ворчал, сердясь не в меру:
«Занес же вражий дух меня
На распроклятую квартеру!»
А.С.Пушкин
Д) Стилистические фигуры - особые обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм. Они применяются писателями в прозе и в стихах в целях художественной выразительности.
- Анафора (от греческого - повторение), или единоначалие, -стилистический прием, заключающийся в повторении одинаковых звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Анафора бывает: звуковая, лексическая, синтаксическая, строфическая, строфико – синтаксическая.
- Оксиморон - стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление: «честный вор», «свободные рабы».
И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой.
А.С.Пушкин

Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.
М.Ю.Лермонтов

- Антитеза- стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятии в художественной речи.
Апострофа - обращение автора к лицу отсутствующему, как к присутствующему, или к умершему, как к живому, обращение к неодушевленному предмету, как к одушевленному.
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
М.Ю.Лермонтов
- Плеоназм - многословие, излишние определительные слова.
Плеоназмами мы пользуемся в бытовой речи: «приснилось во сне», «побежал бегом», «видел своими глазами» и пр. Примеры плеоназма в поэзии:
Туда пешком печальный граф
Идет и над пещерой темной
Зрит надпись...
А.С.Пушкин

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф.И.Тютчев

- Бессоюзие - стилистический прием, при котором отсутствуют союзы, вследствие чего речь приобретает большую сжатость:

Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
А.С.Пушкин
- Многосоюзие - такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом (чаще союзом «и»).
Хоть не являла книга эта
Ни мудрых истин, ни картин;
Но ни Вергилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека
Ни даже Дамских Мод Журнал
Так никого не занимал..
А.С.Пушкин

6) Синтаксис.
Синтаксис в поэтическом произведении подсказывает необходимую интонацию при художественном чтении. Например, запятая – продолжение мысли, поэтому интонация должна подниматься вверх, соответственно, точка – это окончание мысли. Очень важным считаем последний знак препинания. Этому смысловому и пунктуационному знаку направлена основная мысль поэтического произведения. Именно он требует к себе особого логического ударения.

7) Звукопись.
Звукопись - условный термин для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава фразы изображенной картине.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
А.С. Пушкин
В звукописи различают ассонанс и аллитерацию.
- Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков, правил пользования ею нет.
- Ассонанс - повтор гласных звуков внутри стиха.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стати раны...

8) Метрико - ритмический анализ. Построение стиха. Рифма.
В 1735 году поэт ПК. Тредиаковский в статье «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» упорядочил ритмику русской поэтической речи. Сочетание ударных и безударных слогов он назвал стопой. Названия заимствованы из древнегреческого стихосложения. Стопы бывают двусложные трехсложные.
Двусложные стопы:
хорей (с ударением на первом слоге),
ямб (с ударением на втором слоге).
Стопы трехсложные:
дактиль (с ударением на первом слоге),
амфибрахий (с ударением на втором слоге),
анапест (с ударением на третьем слоге).
метр - соединение стоп одного вида,
размер - это число стоп в стихе (стихотворной строке), которое определяется простым подсчетом. Таким образом, существует двустопный, трех-, четырех-, пятистопный хорей или ямб, а также двустопный, трех-, четырехстопный дактиль, амфибрахий и анапест.
Пиррихий - пропуск ударения в сочетание двух безударных слогов (в двусложных размерах).
спондей - сочетание двух ударных слогов.
Анакруза - безударные слоги, предшествующие первым стопам стиха в размере ямба, амфибрахия, анапеста.
В поэтических произведениях, классических поэтов часто встречаются слова с непривычными для нас ударениями. Их нельзя читать по-современному, потому что изменится стихотворный размер. Надо внимательно вчитаться в текст и уловить ритм стихотворения. Если у студента отсутствует природное чувство ритма, мы советуем при чтении поэтических произведений отбивать ритм или использовать метроном.
Расскажем об основных особенностях построения стиха. Стихотворение может строиться различными способами. Различают строфический и нестрофический стих.
Нестрофический стих бывает нескольких видов: нерифмованный (белый) стих («Борис Годунов» А.С.Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова; гекзаметры, стих вольной рифмовки, которым написана поэма А.С.Пушкина «Цыганы»).
Строфа - сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм, или общей интонацией. Для певцов это куплет песни, а для поэта - строфа. Строфы бывают разные. Называются они по количеству в них стихов.
дистих - двустишия
терцина - трехстишие
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моем воспоминанье.
А.С.Пушкина
катрен- четверостишие - самая распространенная форма строфы в классической и современной поэзии.
квинтет- пятистишие
секстина- шестистишие
Существуют и более сложные строфы: семистишие (септи¬ма), восьмистишие (октава), девятистишие (нона)..и десятистишие (децима).
с о н е т - стихотворение из 14 строк, рифмующихся чаще всего по схеме
А
Б
Б
А

А
Б
Б
А

В
В
Г
Д
Г
Д
или
А
Б
А
Б

А
Б
А
Б

В
В
Г

Д
Д
Г.

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.
Онегинская строфа - была изобретена А.С.Пушкиным специально для романа в стихах «Евгений Онегин».
Эта строфа состоит из 14 строк с рифмовкой
А
Б
А
Б

В
В
Г
Г
Д
Е
Е
Д

Ж
Ж

Рифма - созвучие окончаний стихов.
Точная рифма - созвучны последние ударные гласные и следующие за ними звуки ( «жемчужную» - «южную»).
Богатая рифма - когда точная рифма сопровождается созвучными согласными перед ударным звуком («розы»-«морозы»).
Глубокой рифма - если перед последним ударным звуком будет созвучен еще один слог или более.
Часто встречаются отклонения от точной рифмы:
консонанс или диссонанс - при совпадении согласных неточное созвучие гласных,
ассонанс - при совпадении гласных неточное созвучие согласных.

тавтологическая рифма - повторение в конце стихотворных строк одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифму и тем самым определяющих строфическое строение стиха:
Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат.
А.Пушкин
Белый стих - название метрических стихов без рифм. Безрифменный стих наиболее употребителен в русской народной поэзии. В книжной русской поэзии белый стих, наоборот, менее употребителен. В. Тредиаковский, увидев основу стиха не в рифме, а в ритме, первый стал писать гекзаметры белым стихом. Решительным защитником белого стиха в начале XIX века был В.А.Жуковский. Его поддержали А.С.Пушкин, А.Кольцов, отчасти М.Ю.Лермонтов. Белый стих перестает быть редким явлением в русской поэзии. Отсутствие рифмы не лишает белый стих поэтических достоинств, ведь основные компоненты стиха - ритм, образность языка сохраняются. Белый стих наиболее принят в драматических произведениях (обычно пятистопный ямб):
А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Ты, отче патриарх, вы все, бояре,
Обнажена моя душа пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем.
Сколь тяжела обязанность моя!
Клаузула - заключение, т.е. конечная стопа, заключительные слоги стиха. Клаузула начинается с последнего ударения в стихе. Если ударение падает на последний слог в строке, такое ударение называют мужской клаузулой или мужской рифмой.. Если ударение на втором слоге от конца, то это женская клаузула (женская рифма). Если рифма оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если согласным – закрытой, дактилической называется клаузула с ударением на третьем слоге от конца стиха.
Существуют три способа рифмовки:
смежная (парная) рифмовка, когда строки рифмуются парами: Д\ББВВПГ...
перекрестная: АБАБ;
охватная: АББА.

Если у Вас есть интересные дополнения к нашему плану разбора лирического произведения, присылайте их к нам на проект «Крылатые качели».


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить